Структура

Лаборатория кристаллографии макромолекул


История возникновения Зимней Пущинской Школы

(Н.Л.Лунина)

      ИМПБ РАН, а раньше НИВЦ АН СССР всегда активно участвовал в различных видах внеклассной работы со школьниками, которые проводились в городе - производственное обучение, вечерняя физматшкола, лекции для старшекласников. Но есть такой вид, где НИВЦ выступил инициатором, и о нем мне хотелось бы рассказать подробнее. Это Зимняя Пущинская школа.

      Как обычно, для ее возникновения существовали причина и повод. Причиной было то, что она была востребована. В научном городке различные мероприятия такого рода были привычными и желанными. Существовала группа школьников, с удовольствием впитывавшая знания, которыми были готовы поделиться старшие товарищи; существовали научные сотрудники, для которых работа со школьниками была естественной потребностью. После первого советско-американского лагеря различные городские структуры особенно легко откликались на просьбы посодействовать в такого рода мероприятиях, поскольку это стало еще и престижным. А поводом в даном случае послужило то, что на зимние каникулы 1989/90 года к нам в город приехали дети моей подруги по Киевскому физико-математическому интернату. Киевским родителям в ту зиму настоятельно рекомендовали увезти детей на каникулы как можно дальше от города (после Чернобыля). И у моих детей, и у детей моей подруги к тому времени был немалый опыт поездок в КЛШ - Краевую летнюю школу по естественным наукам, Красноярск. И я точно знала, что лучшим способом организовать для них каникулы было бы проведение подобного мероприятия. Конечно, у меня ничего не получилось бы без поддержки моих коллег - научных сотрудников и учителей.

      Сотрудник Института фотосинтеза Пачепский Яков Аронович договорился о предоставлении зала института для лекционных занятий и прочел несколько лекций. Завуч Пущинской экспериментальной школы Залим Валентина Александровна предоставила ключи от нескольких классных помещений для семинарских занятий. Их проводили я, а также сотрудники НИВЦ АН СССР Кондрашов Алексей Симонович, Шабалина Светлана Алексеевна, Елькин Юрий Евгеньевич; кроме того, в проведении семинаров участвовали студенты и аспиранты МГУ и МФТИ. В организации культурной программы огромную помощь оказала учительница литературы ПЭСШ Салосина Людмила Ивановна. Вечер знакомств и психологические игры быстрого знакомства, которые она провела, способствовали установлению внутри школы доброжелательной плодотворной атмосферы.

      Для участия в ЗПШ поступило 76 заявлений. В рамках школы прочитано 3 лекции, работали 7 семинаров по геометрии, математической логике, физике, программированию, классической генетике, молекулярной биологии, проблемам окружающей среды. По теме каждого семинара была проведена олимпиада, а также олимпиада по истории науки. В начале и в конце занятий было проведено анкетирование. На вопрос, какое событие запомнилось больше всего, дети ответили - поездка в Москву, КВН, вечер знакомств, психологические игры. Интересно, что большинство пожеланий учеников по поводу улучшения работы школы были учтены при проведении следующих ЗПШ, которых к 2004 году уже прошло 12.

Открытие 1-ой ЗПШ. На трибуне - С.А.Шабалина, в президиуме (слева направо): Н.Л.Лунина, А.С.Кондрашов, Я.А.Пачепский .

Семинар по классической генетике ведет А.С.Кондрашов

      Повторю - повод для проведения первой школы носил личный характер. Но получилось такое удачное городское мероприятие, что молодые люди не захотели расставаться с этой формой. В первой школе большинство преподавателей составляли научные сотрудники, и инициатива исходила от нас. Начиная с ЗПШ-2, это большинство составляют бывшие пущинские школьники, студенты и аспиранты московских вузов, и именно от них исходит инициатива в проведении школ.

      Традиционно ИМПБ РАН принимает в проведении школ самое активное участие; из 12 школ в 9 случаях директорами были сотрудники ИМПБ РАН или их дети. В разные годы директорами были Юра Елькин, Илья Овчинников, Женя Комарова, Галя Лунина (впоследствии Аглямова), Алла Борисюк, Лена Машкина, Ройтберг Михаил Абрамович.

      Шло время, менялись условия проведения школы. Она давно уже проводится на весенних каникулах, хотя по традиции называется зимней. Однако лучшие традиции, заложенные в ЗПШ-1, живут до сих пор. Это глубокие лекции, которые читают лучшие сотрудники Пущинского научного центра. Это семинары, которые проводят студенты и аспиранты лучших московских вузов. Это интересная и разнообразная культурная программа. Это активное неформальное общение преподавателей и участников в процессе обучения.

1-ая ЗПШ. Вечер знакомств.

1-ая ЗПШ. Психологические игры.

      Бывшие участники школы со временем становятся ее преподавателями. Они приводят на школу своих друзей, своих младших братьев и сестер. Они активно перенимают опыт работы других школ - Красноярской, "Химеры" (школа химфака МГУ), биологической под руководством И.Окштейна. Вся эта деятельность оставляет огромный след как в головах, так и в душах пущинских школьников.

      Более полную информацию иб истории ЗПШ вы сможете скоро получить на сайте ЗПШ.

5 января 2004