Структура

Лаборатория кристаллографии макромолекул



Данные заметки содержат обзор работ, выполненных в ЛКМ ИМПБ РАН. Информация об исследованиях других авторов по данной тематике может быть найдена в указанных ниже оригинальных статьях.

Обучение программированию в НИВЦ АН СССР. Как это начиналось.

(Н.Л.Лунина)

      НИВЦ АН СССР принял участие в проникновении компьютеров в школьное образование раньше, чем движение за компьютерную грамотность стало общенациональным движением. В 1981 году городские власти обратились к организациям Пущино с очередной просьбой о помощи в производственном обучении школьников. В те годы полагалось, чтобы выпускник, покидая школу, имел некую "рабочую" специальность. В условиях Пущино такое требование было достаточно нереалистичным и создавало понятные трудности. Замысел, возникший в НИВЦ, заключался в том, чтобы под вывеской производственного обучения начать знакомить школьников с новыми технологиями и дать представления о принципах работы ЭВМ и приемах работы с ними. 1981/1982 учебный год был первым, когда сотрудники института взяли на обучение группу старшеклассников Пущинской экспериментальной средней школы.

     

      В основу обучения школьников были положены идеи курса программирования, который читал в то время на мехмате МГУ А.Г.Кушниренко. Центральная идея курса состояла в обучении программированию, как общению с некими "исполнителями", понимающими определенные системы предписаний, а не в выписывании цифровых кодов конкретной ЭВМ. (Следует заметить, что для тех лет такой подход к обучению программированию был достаточно нестандартным). Была проделана большая работа, чтобы эти идеи могли быть применены к обучению школьников. В то время в пущинских школах не было компьютеров, и первые группы обучались в НИВЦ на его "базовой" машине ЕС1040, где основным способом ввода информации был ввод с перфокарт. Были подготовлены программы, реализующие на этой ЭВМ различные типы "исполнителей" ("резчик метала", "чертежник", "робот с встроенным вычислителем", "редактор слова", "пешеход" и т.п.), и была создана библиотека перфокарт с базовыми операторами, из которых школьники набирали свои программы: "сделай шаг", "повернись налево", "машина справа". Когда в институте появились первые дисплеи, они стали использоваться и для обучения школьников. Дисплеев было мало, и пришлось проводить производственное обучение в субботу, чтобы избежать конкуренции с сотрудниками.

      Как только в институте появился дисплейный класс на базе машины СМ-4, занятия со школьниками были перенесены туда (1984/85 учебный год). Знакомство школьников с основными идеями программирования происходило на примере учебного языка МИНИ, разработанного на мехмате МГУ специально для учебных целей, а далее школьники знакомились с производственными алгоритмическими языками - Паскалем и Фортраном. Летом школьники проходили производственную практику в качестве операторов в зале "больших" ЭВМ (там в разное время располагались ЕС1020, ЕС1040, ЕС1055, ЕС1060).

      Можно привести пару курьезов тех лет, говорящих о большой популярности этой деятельности среди пущинских подростков. Один из активистов городского туристского клуба "Азимут" пожаловался как-то В.Ю.Лунину: "Раньше у нас по вечерам все время толпились старшеклассники. А теперь они всей толпой к вам в НИВЦ по вечерам бегают. Не знаешь, что за женщина их у нас сманивает?" Лунину пришлось признаться, что эта женщина - его жена. Но подростки эти вовсе не забросили "Азимут". Они были вполне активными и разносторонними. Когда в одном из походов ученик группы производственного обучения 1984/87 года Саша Голев сломал руку, он продолжал ходить на занятия по программированию со сломанной рукой. Когда приходилось одновременно нажимать две клавиши в разных концах клавиатуры, одну из них он нажимал носом.

      С появлением класса "Ямах" в экспериментальной школе занятия стали проходить частично на "Ямахах", частично на СМ-4.

      В работу по "производственному обучению" школьников оказались вовлечены многие сотрудники НИВЦ: В.В.Левитин, М.А.Исаев, М.Н.Семионенков, О.С.Кислюк, Н.Л.Лунина и др. Неизменное внимание и всяческую поддержку этой деятельности постоянно оказывал Э.Э.Шноль. Специально для целей обучения в институте было разработано несколько учебных пособий - "Обучение школьников программированию", "Факультативный курс программирования. Основные понятия", "Факультативный курс программирования. Бэйсик", "Факультативны курс программирования. Паскаль". Особенной популярностью пользовалась книжка по Бэйсику; она периздавалась 4 раза (1987, 1988, 1989, 1992); запросы на нее приходили со всех концов России.

      Большинство наших учеников поступили в вузы и там столкнулись с курсами программирования в рамках вузовских программ. В те времена нам (по крайней мере, мне) неоднократно приходилось выслушивать такие признания: "Мы только сейчас поняли, как хорошо вы нас учили". Особенно мне приятен тот факт, что признавались в этом далеко не самые сильные мои ученики.

      В последующие годы движение по обучению "компьютерной грамотности" получило общегосударственный размах, и многие сотрудники Института оказались вовлеченными в процесс обучения самых разных групп обучаемых (от школьников до руководителей институтов). В НИВЦ АН СССР для этих целей было создано специальной подразделение под руководством Р.М.Борисюка. Но это уже совсем другая история ...

24 марта 2003

Публикации

Полные тексты публикаций


  1. Лунина Н.Л. "Обучение школьников программированию". (1986). Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.

  2. Лунина Н.Л. "Курс алгоритмического языка BASIC для ЭВМ "YAMAHA"". (1987). Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.

  3. Лунина Н.Л. "Что могут школьники". (1987). Информатика и образование, 6, 72-73.

  4. Лунина Н.Л. "Курс алгоритмического языка BASIC для ЭВМ "YAMAHA"". (1988). Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.

  5. Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Паскаль": Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.

  6. Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Бэйсик": Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.

  7. Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Основные понятия": Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.

  8. Лунина Н.Л. "Компьютеры в обучении: цель и средство". (1990). Седьмой семинар "Проблемы информатики и ее применения в управлении, обучении и научных исследованиях" Гелечица'88. Сборник докладов. Университетское издание им. св. " Климента Охридского" , София 1990,167-168.