Лаборатория кристаллографии макромолекул
Данные заметки содержат обзор работ, выполненных в ЛКМ ИМПБ
РАН. Информация об исследованиях других авторов по данной тематике может быть
найдена в указанных ниже оригинальных статьях.
Обучение программированию в НИВЦ АН СССР. Как это начиналось.
(Н.Л.Лунина)
НИВЦ АН СССР принял участие в проникновении компьютеров в школьное
образование раньше, чем движение за компьютерную грамотность стало
общенациональным движением. В 1981 году городские власти обратились к
организациям Пущино с очередной просьбой о помощи в производственном
обучении школьников. В те годы полагалось, чтобы выпускник, покидая
школу, имел некую "рабочую" специальность. В условиях Пущино такое
требование было достаточно нереалистичным и создавало понятные
трудности. Замысел, возникший в НИВЦ, заключался в том, чтобы под
вывеской производственного обучения начать знакомить школьников с новыми
технологиями и дать представления о принципах работы ЭВМ и приемах
работы с ними. 1981/1982 учебный год был первым, когда сотрудники
института взяли на обучение группу старшеклассников Пущинской
экспериментальной средней школы.
В основу обучения школьников были положены идеи курса программирования,
который читал в то время на мехмате МГУ А.Г.Кушниренко. Центральная идея
курса состояла в обучении программированию, как общению с некими
"исполнителями", понимающими определенные системы предписаний, а не в
выписывании цифровых кодов конкретной ЭВМ. (Следует заметить, что для
тех лет такой подход к обучению программированию был достаточно
нестандартным). Была проделана большая работа, чтобы эти идеи могли быть
применены к обучению школьников. В то время в пущинских школах не было
компьютеров, и первые группы обучались в НИВЦ на его "базовой" машине
ЕС1040, где основным способом ввода информации был ввод с перфокарт.
Были подготовлены программы, реализующие на этой ЭВМ различные типы
"исполнителей" ("резчик метала", "чертежник", "робот с встроенным
вычислителем", "редактор слова", "пешеход" и т.п.), и была создана
библиотека перфокарт с базовыми операторами, из которых школьники
набирали свои программы: "сделай шаг", "повернись налево", "машина
справа". Когда в институте появились первые дисплеи, они стали
использоваться и для обучения школьников. Дисплеев было мало, и пришлось
проводить производственное обучение в субботу, чтобы избежать
конкуренции с сотрудниками.
Как только в институте появился дисплейный класс на базе машины СМ-4,
занятия со школьниками были перенесены туда (1984/85 учебный год).
Знакомство школьников с основными идеями программирования происходило на
примере учебного языка МИНИ, разработанного на мехмате МГУ специально
для учебных целей, а далее школьники знакомились с производственными
алгоритмическими языками - Паскалем и Фортраном. Летом школьники
проходили производственную практику в качестве операторов в зале
"больших" ЭВМ (там в разное время располагались ЕС1020, ЕС1040, ЕС1055,
ЕС1060).
Можно привести пару курьезов тех лет, говорящих о большой популярности
этой деятельности среди пущинских подростков. Один из активистов
городского туристского клуба "Азимут" пожаловался как-то В.Ю.Лунину:
"Раньше у нас по вечерам все время толпились старшеклассники. А теперь
они всей толпой к вам в НИВЦ по вечерам бегают. Не знаешь, что за
женщина их у нас сманивает?" Лунину пришлось признаться, что эта женщина
- его жена. Но подростки эти вовсе не забросили "Азимут". Они были
вполне активными и разносторонними. Когда в одном из походов ученик
группы производственного обучения 1984/87 года Саша Голев сломал руку,
он продолжал ходить на занятия по программированию со сломанной рукой.
Когда приходилось одновременно нажимать две клавиши в разных концах
клавиатуры, одну из них он нажимал носом.
С появлением класса "Ямах" в экспериментальной школе занятия стали
проходить частично на "Ямахах", частично на СМ-4.
В работу по "производственному обучению" школьников оказались вовлечены
многие сотрудники НИВЦ: В.В.Левитин, М.А.Исаев, М.Н.Семионенков,
О.С.Кислюк, Н.Л.Лунина и др. Неизменное внимание и всяческую поддержку
этой деятельности постоянно оказывал Э.Э.Шноль. Специально для целей
обучения в институте было разработано несколько учебных пособий -
"Обучение школьников программированию", "Факультативный курс
программирования. Основные понятия", "Факультативный курс
программирования. Бэйсик", "Факультативны курс программирования.
Паскаль". Особенной популярностью пользовалась книжка по Бэйсику; она
периздавалась 4 раза (1987, 1988, 1989, 1992); запросы на нее приходили
со всех концов России.
Большинство наших учеников поступили в вузы и там столкнулись с курсами
программирования в рамках вузовских программ. В те времена нам (по
крайней мере, мне) неоднократно приходилось выслушивать такие признания:
"Мы только сейчас поняли, как хорошо вы нас учили". Особенно мне приятен
тот факт, что признавались в этом далеко не самые сильные мои ученики.
В последующие годы движение по обучению "компьютерной грамотности"
получило общегосударственный размах, и многие сотрудники Института
оказались вовлеченными в процесс обучения самых разных групп обучаемых
(от школьников до руководителей институтов). В НИВЦ АН СССР для этих
целей было создано специальной подразделение под руководством
Р.М.Борисюка. Но это уже совсем другая история ...
24 марта 2003
Публикации
Полные тексты публикаций
- Лунина Н.Л. "Обучение школьников программированию". (1986). Методические
рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.
- Лунина Н.Л. "Курс алгоритмического языка BASIC для ЭВМ "YAMAHA"". (1987).
Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.
- Лунина Н.Л. "Что могут школьники". (1987). Информатика и образование, 6,
72-73.
- Лунина Н.Л. "Курс алгоритмического языка BASIC для ЭВМ "YAMAHA"". (1988).
Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино.
- Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Паскаль": Методические
рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.
- Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Бэйсик": Методические
рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.
- Лунина Н.Л.. "Факультативный курс программирования. Основные понятия":
Методические рекомендации / ОНТИ НЦБИ АН СССР. Пущино, 1989.
- Лунина Н.Л. "Компьютеры в обучении: цель и средство". (1990). Седьмой
семинар "Проблемы информатики и ее применения в управлении, обучении и научных
исследованиях" Гелечица'88. Сборник докладов. Университетское издание им. св. "
Климента Охридского" , София 1990,167-168.
|